Вечер сгущается, застявляя пустеть улочки старых городов в Лацио. Мы спускаемся вниз с главной площади Алатри, проводив после ужина Марко и Николетту. Им удивительно видеть нас в легкой летней одежде, ведь уже наступают осенние вечера, и М. наматывает на шею шарф.
Дж. ведет машину по узким извилистым улицам, обвивающим старые холмы. Они совсем не освещены, и видно, как мы забираемся все выше, в густое облако, решившее остаться здесь на ночь. Пустота кругом, ни души, ощущение волшебства, когда мы выныриваем из густого молочного тумана на маленькую площадь.
Оставляем машину у небольшого магазинчика с горящими свечами и деревянными традиционными поделками. Разогретый за день камень древних стен Castello di Fumone успокаивает.
Я стою на краю смотровой площадки, ветер теплый. Развевает мои волосы. Вокруг горы, внизу - плывут небольшие облака, и видны огоньки ближайших деревень. В такие ночи можно встретить и серванов, и других италийских духов, имена которых старательно выщербляла из памяти римская церковь.
Фумоне когда-то был союзником соседнего Ферентино. Они, как в старинных легендах, подавали друг другу сигнал о неприятеле, зажигая огромные костры, казавшиеся маленькими огоньками на двух вершинах горной гряды. Это было моей сказкой, казалось совершенно невероятным найти такое место когда-нибудь.
Мы проходим в тишину узких средневековых улиц со старой, выглаженной до блеска брусчаткой. По изгибам вверх, еще выше, к замку и причудливым домам. Из боковой улицы доносится шум, это старая таверна все также полна посетителями, как и века назад. И больше никого, только кошки изредка проскальзывают вдоль стен, превращаясь в тени от тусклого света пятигранных старинных фонарей, и исчезают за цветочными горшками.
***
Спускаемся вниз из этой завороженной, но не холодно-бездушной пустоты. Внизу, в долине, царит совсем другая жизнь. Веселая контрада отмечает какой-то праздник, накрыв большие деревянные столы со скамьями под гирляндами из фонариков. На небольшой самодельной сцене играют музыканты.
...
Ночью приходит гроза. Сильная, громкая, южная. Молнии сверкают совсем близко и часто, кажется, каждую минуту, озаряя все вокруг. И слышится дождь, безветренный и обильный, падающий вниз огромными каплями на сухую землю. Он стучит по подоконнику, успокаивая. Через persiane проникает свежесть.
...
Утро сверкает прозрачным воздухом и обновленной сочной зеленью. По небу проносятся большие кучевые облака, серые и белые, а за горами встает солнце, и уже виднеется ярко-синее небо.
По Autostrada del Sole спешим в Рим, который уже греется в лучах утреннего солнца. Мы выныриваем из-под облаков в пространство голубого неба, накрывшего поля и холмы, виноградники и оливы.